. 1 Пояснительная записка к учебному плану Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» на 2021-2022 уч. год. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Родничок" Первомайского района образовательным учреждением и осуществляет деятельность на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с ФГОС; Программы коррекционной работы в логопедическойгруппе для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО Н. В. Нищева. – С.-П., 2014г./Издание третье. Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования; - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Первомайского района, утвержденный Постановлением Администрации Первомайского района от 02.11.2015 г. № 239 - Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) -Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 621 от 10.02.2012 года, серия А № 0000975. Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом: - построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; - решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непрерывной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных и коррекционно - развивающих задач. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а 2 для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать непрерывную образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Непрерывная образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать и сочетать все культурные практики в своей деятельности. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. Используются фронтальные, студийные и кружковые формы работы во второй половине дня. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в учебном плане расширяет область образовательных услуг для воспитанников. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: • Программа «Путешествие в мир математики» Ивлева М.К. • Программа оздоровления детей в детском саду "Родник здоровья" • Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) для детей старшего дошкольного возраста Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлым нарушением речи Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «ТИКО - моделирование» для детей от 3 до 7 лет Дополнительная общеобразовательная программа «РОБОТЕХНИКА» 3 Модель планирования непрерывной образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности, реализующих образовательную программу дошкольного образования, разработанную основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой в соответствии с ФГОС Деятельность по реализации ООП тематического планирования. спланирована по образовательным областям на основе Учебный план Художественно- Физ. эстетическое разв итие Познавательноречевое направление Направ ления развит ия Образовательная деятельность Ознакомление с окружащим миром Математика 1 младшая группа 1 1 (сенсорика) 2 младшая группа средняя группа Инвариантная часть 1 1 старшая группа Подготов.гра 1 1 1 1 1 2 Развитие речи 1 1 1 2 2 Подготовка к обучению грамоте Физкультура - - - 1 1 3 3 3 3 3 Музыка Изодеятельность ( лепка/аппликация ) 2 1 1/2 2 1 1/2 2 1 1/2 2 2 1/2 2 2 1/2 Конструирование 1 1 1 1 1 Всего 10 10 10 13 14 Длительность непосредственно образовательной деятельности 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Режим дня и распорядок Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум. В летнее время распорядок дня изменятся, с тем, чтобы дети больше времени проводили на свежем воздухе, имели возможность больше двигаться, получать необходимую им физическую нагрузку, иметь большой выбор занятий по интересу, в общем, чтобы летом они могли хорошо отдохнуть и оздоровиться. В частности, в теплое время года прием детей, утреннюю зарядку, часть занятий, вечерний круг проводится на свежем воздухе. 4 Режимные мероприятия наименование Утренний приём детей Утренняя зарядка Завтрак Режим дня возрастных групп в летний период Гр. раннего 2 мл. группа возраста Средняя группа Старшая группа Подг. группа содержание Осмотр детей, термометрия; Игры детей Упражнения со спортивным инвентарём и без него -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Планирование дня 7.30-8.50 7.30-8.50 7.30-8.50 7.30-8.50 7.30-8.50 8.50-9.00 9.00-9.30 (30 мин) 8.50-9.00 9.00-9.30 (30 мин) 8.50-9.00 9.00-9.25 (25 мин) 8.50-9.00 9.00-9.25 (25 мин) 8.50-9.00 9.00-9.25 (25 мин) 9.25-9.35 9.25-9.35 9.25-9.35 Образовательная Совместная творческая деятельность нагрузка Второй завтрак Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами -Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Прогулка, -Подготовка к прогулке, переодевание; двигательная -Прогулка (познавательно- игровые программы, игры, активность исследовательская и трудовая деятельность) Самостоятельная деятельность (личная гигиена) Обед -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Дневной сон -Подготовка ко сну: поход в туалет, переодевание, укладывание в кровати; дневной сон; - Постепенный подъём, гимнастика после сна Полдник -Подготовка к приёму пищи: гигиенические процедуры, посадка детей за столами. Приём пищи; -Гигиенические процедуры после приёма пищи Вечерний сбор Коллективно-творческое дело. Прогулка, -Подготовка к прогулке, переодевание; прогулка уход домой 9.30-10.00 9.30-10.00 9.35-10.05 9.25-10.10 9.25-10.15 10.00-10.15 (15 мин) 10.00-10.15 (15 мин) 10.05-10.20 (15 мин) 10.10-10.25 (15 мин) 10.15-10.30 (15 мин) 10.15-11.30 (1ч 15мин) 10.15-11.45 (1ч 25мин) 10.20-11.50 (1ч 30мин) 10.25-11.55 (1ч 30мин) 10.30-12.10 (1ч 40мин) 11.30-12.00 12.00-12.40 (40 мин) 11.45-12.10 12.10-12.45 (35 мин) 11.50-12.15 12.15-12.50 (35 мин) 11.55-12.25 12.25-13.00 (35 мин) 12.10-12.30 12.35-13.10 (35 мин) 12.40-15.00 12.45-15.00 12.50-15.00 13.00-15.00 13.10-15.00 15.00-15.30 15.30-16.00 15.00-15.35 15.35-16.00 15.00-15.40 15.40-16.10 15.00-15.45 15.45-16.10 15.00-15.50 15.50-16.10 16.00-16.30 16.30-17.30 16.00-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 16.10-17.00 17.00-17.30 Утренний сбор Режим дня возрастных групп в зимний период Виды деятельности Приём детей. Осмотр. Термометрия. Индивидуальная «минутка общения» Игры. Дежурство Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку. Завтрак. Культурно-гигиенические процедуры. Утренний круг: планирование, информирование, проблемная ситуация, развивающий диалог. Организованная образовательная деятельность (работа в центрах, занятия со специалистами) Организованная детская деятельность, игры, занятия по интересам. Второй завтрак. Прогулка №1. Подвижные игры. В ненастную погоду: Наблюдения. Индивидуальная работа наблюдение из окна, подвижные игры, с детьми по отработке основных эстафеты, экспериментирование, чтение движений. Ролевые игры художественной литературы Возвращение с прогулки Организованная совместная деятельность (знакомство с художественной литературой, словесные, развивающие игры). Подготовка к обеду .Обед. Дежурство Культурно-гигиенические процедуры. Подготовка ко сну. Дневной сон. Постепенный подъём. Гимнастика после сна. Культурно-гигиенические ,воздушно-водные процедуры. Игры малой подвижности. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Занятия с логопедом. ( индивидуально). КОП. Вечерний круг: Рефлексия, обсуждение проблем, развивающий диалог Полдник. Организованная образовательная деятельность: занятия со специалистами, программы доп. образования, реализация педагогических проектов педагогов, логические блоки Дьенеша. Самостоятельная деятельность детей. Прогулка №2. Командные игры-эстафеты. В ненастную погоду: Подвижные игры. Развлечения на улице. наблюдение из окна, Самостоятельные игры детей. подвижные игры, эстафеты, экспериментирование, чтение художественной литературы Г.раннего возраста (до 3-х лет) 7.30-8.30 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. группа 7.30-8.30 7.30-8.30 7.30 – 8.30 7.30 – 8.30 8.30-8.40 8.40-9.10 9.10 – 9.30 8.30-8.40 8.40-9.10 9.10 – 9.20 8.50-9.00 9.00-9.30 8.30-8.50 8.40– 8.50 8.50-9.10 9.10-9.30 8.30 – 8.40 8.40 - 9.00 9.00–9.20 9.30-10.00 9.20-10.20 9.30-10.40 9.20 –11.10 9.20 –11.10 10.00-10.10 10.10-11.30 10.20-10.30 10.30-11.50 10.40-10.50 10.50-12.10 11.10 –11.20 11.20 –12.30 11.10 –11.20 11.20 –12.30 11.30-12.00 11.50-12.10 12.10-12.30 12.30-12.50 12.30-12.50 12.00-12.30 12.10-12.40 12.30-13.00 12.50- 13.20 12.50- 13.20 12.30-15.00 15.00-15.30 12.40-15.00 15.00-15.25 13.00-15.00 15.00-15.25 13.20 –15.00 15.00 –15.20 13.20-15.00 15.00–15.20 15.25-16.00 15.25-15.50 15.20– 15.50 15.20– 15.50 15.30-16.00 16.00-16.50 16.00-16.15 16.15-16.50 15.50-16.00 16.00-16.15 16.15-16.50 15.50-16.00 16.00 –16.15 16.15–16.50 15.50-16.00 16.00 –16.15 16.15–16.50 16.50-17.30 16.50-17.30 16.50-17.30 16.50 –17.30 16.50 –17.30