Структура и содержание Программы
1.
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
3
1.2
Цели и задачи программы
3
1.3
Принципы и подходы к формированию Программы
4
1.4
Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями
речи
4
1.5
Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной
программы
6
2.
Содержательный раздел. Формы, способы. методы и средства
реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической
деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с
тяжелыми нарушениями речи.
стр.
7
2.1
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Речевое развитие»
7
2.2
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Познавательное развитие».
10
2.3
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
12
2.4
13
2.5
Формы и методы организации коррекционно-педагогической
деятельности
16
2.6
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка
17
3.
Организационный раздел.
3.1. Режим дня. Планирование образовательной деятельности.
18
3.2. Организации РППС.
3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
3.4 Список литературы
4.
Приложение
19
20
20
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного общеобразовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида «РОРДНИЧОК» Первомайского района. Структурное
подразделение детского сада «РОДНИЧОК» - (далее- Программа) разработана на основе программ:
Основной образовательной программы МАДОУ «РОДНИЧОК» (далее ООП ДО);
Инновационной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой;
«Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева С-П., 2014г/Издание третье, переработанное и
дополненное в соответствии с ЫГОС ДО;
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной и Филичева Т.Б и
Чиркина Г.В. «Коррекция нарушений речи».
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто
могут быть обусловлены нарушениями психофизического развития, низким уровнем
сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы,
неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что
чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться
коррекция и компенсация дефекта, а также возможно предупреждение вторичных нарушений
развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее –
Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 3 уровня, в возрасте 67 лет.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального
уровней, а также локальными актами детского сада:
- Рекомендации комиссии ПМПК;
- Устав МАДОУ общеразвивающего вида детский сад «Родничок»;
- Образовательная программа ДОУ;
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ;
- Адаптированная основная образовательная программа детского сада «Родничок» для
детей с ТНР.
В индивидуальной адаптированной программе содержание коррекционно- развивающего
процесса представлено по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «художественно- эстетическое
развитие». В содержание индивидуальной программы включены коррекционно- развивающие
задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных
возможностей, предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных
представителей). Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2023 по 31.05.2024г.
1.2. Цели и задачи программы
Основная цель программы: создание условий для выравнивания речевого и
психофизического развития ребенка с учетом возрастных особенностей и особых
индивидуальных потребностей.
3
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи в целях
всестороннего гармоничного развития, образовательного процесса на основе духовнонравственных и социально-культурных ценностей, правил и норм поведения в обществе;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями;
- создание условий для овладения дошкольником связной, самостоятельной,
грамматической речи, элементами грамоты, для формирования психологической готовности к
обучению в школе;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом и психофизическом
развитии ребенка (в процессе коррекционно- развивающих занятий);
- включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционнопедагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий
специалистов и семьи.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Основными принципами построения программы являются:
Принцип реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного
выравнивания речевого и психического развития ребенка с ТНР;
Приобщение детей к социальным и культурным нормам, традициям общества и
государства, семьи с учетом этнокультурной ситуации развития детей;
Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект,
обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих
возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа составлена с учетом особенностей физического, моторно-двигательного,
эмоционального, интеллектуального, речевого, эстетического и социально-личностного
развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
1.4. Характеристика особенностей развития детей с тяжелым нарушением речи третьего
уровня
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в
развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные
речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании
компонентов речевой системы. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и
речи, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от
состояния его речи.
4
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное
употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и
глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния
предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети
допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги.
Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут
заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать
— плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы
назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям. Словарный
запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова
оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при
построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже
знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить —
кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку.
Прилагательные
преимущественно
употребляются
качественные,
обозначающие
непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые
свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только
для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко.
Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения
пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные
отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются
предлоги. Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при
выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на
неполное понимание значений даже простых предлогов.
У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают
ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в
согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое
количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая
связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода
(висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже
окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы, копыто — копыта);
склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет
стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий
согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и
местоимений (солнце низкое, он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола, по стволу);
неразличение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели); ошибки в
беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладет дров); неправильное
согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже
—
неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора
однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги).
Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем
образование слов является неправильным (садовник — садник). Изменение слов затруднено
звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный
(смешение [Р] — [Л]), к слову свисток — цветы (смешение [С] — [Ц]). В активной речи дети
используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное
5
неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей
обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в
предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные
отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.). У большинства детей
сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры
слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем.
Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой
структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса).
Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и
сложных по звукослоговой структуре слов.
Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается
незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по
звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании
речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и
прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех
выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные
отношения.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не
преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной
работы.
1.5. Планируемые результаты освоения
индивидуальной
образовательной Программы.
Планируемые результаты освоения ребенком содержания Программы подробно
раскрыты в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.–
СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр. 23-26.
Целевые
ориентиры освоения
Программы детьми
старшего
дошкольного
возраста 3 уровня ТНР.
К концу данного возрастного этапа ребенок:
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-ребенок фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи, самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка;
- ребенок умеет правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
- ребенок пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями, владеет навыками объединения их в рассказ;
- ребенок владеет элементарными навыками пересказа;
- ребенок владеет навыками диалогической речи, словообразования
– выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
6
- знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и
отчества педагогов;
- знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет;
- ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и
предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке;
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образования по образовательным областям. Формы, способы, методы и
средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической
деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с тяжелыми
нарушениями речи.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и
психического здоровья ребенка и обеспечения его эмоционального благополучия. Объем
учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами,
что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника. Каждая ступень АООП
ДО включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям,
определенным ФГОС ДО. В совокупности решаются задачи коррекционно-образовательной
работы интегрировано, входе освоения всех образовательных областей, отражая специфику
каждого раздела с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы должны
осуществляться с учетом базовых принципов, должны обеспечивать активное участие ребенка
с нарушением речи в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями.
Основная форма обучения – игровая образовательная ситуация коррекционноразвивающей направленности.
Методы, способы и средства реализации Программы описаны в «Комплексной
образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями
речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «ДетствоПресс», 2015. Стр.5-18
При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения
планируемых результатов и развития в пяти образовательных областях учитывались общие
характеристики возрастного развития детей и задачи развития для каждого возрастного
периода, а также особенности речевого развития детей с нарушением речи.
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Речевое развитие».
Согласно ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» основными задачами
образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
7
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Программа оставляет организации право выбора способа речевого развития детей, в том
числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ,
используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой
образовательной деятельности.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми 3 уровня ТНР
дошкольного возраста.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте
направлено на формирование у обучающихся с ТНР потребности в речевом общении
коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование связной речи.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности
обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой
деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память,
мышление.
Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений
об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных
обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных
понятий становится базой для развития активной речи обучающихся.
Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с использованием приемов
комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по
иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи
обучающихся обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания.
Совместно со педагогическим работником, а затем самостоятельно детям предлагается
составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в
различных видах деятельности. Педагогические работники создают условия для развития
коммуникативной активности обучающихся с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в
ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование
средств межличностного взаимодействия обучающихся. Педагогические работники предлагают
детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой
деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный,
бытовой, предметный, социальный и игровой опыт обучающихся. У обучающихся активно
развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также
стимулируется
использование
речи
в
области
познавательно-исследовательского,
художественно-эстетического, социально коммуникативного и других видов развития.
Педагогические работники могут стимулировать использование речи для познавательноисследовательского развития обучающихся, например, отвечая на вопросы «Почему?..»,
«Когда?..», обращая внимание обучающихся на последовательность повседневных событий,
различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми,
вербально дополняя их. В сфере приобщения обучающихся к культуре чтения литературных
произведений педагогические работники читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и
обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям,
которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность. Для формирования у
8
обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи обучающихся с
ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и
учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития, обучающихся
старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию
речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с
детьми другие специалисты.
Развитие словаря
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации обобщения знаний
об окружающем;
Учит практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными
суффиксами, существительными суффиксами единичности;
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, словами- антонимами;
Расширять представления о переносном значении многозначности слов;
Учить использовать слова в переносном значении;
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами,
относительными и притяжательными прилагательными;
Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттеками
значений.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и
множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных
конструкциях, так и в конструкциях с предлогами;
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена
прилагательные с уменьшительными суффиксами;
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в
роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным;
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень
имен прилагательных;
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных
временных формах, в том числе в форме будущего простого и сложного времени;
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, демонстрации
действий, по картине; распространения простых предложений однородными членами;
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Закрепить знание правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей
группе.
Развитие связной речи и речевого общения
Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях;
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и
познавательного общения;
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно
или кратко;
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки описания о предметах и
объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану;
9
Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать
навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика;
Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с
описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным
событием.
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Познавательное развитие».
Сенсорное развитие
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус);
Совершенствовать сенсорную интеграцию;
Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности
посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества,
существенные детали и на этой основе сравнивать предметы;
Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.
Развитие психических функций
Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении
предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств;
Совершенствовать, характеристики содержание способов обследования предметов,
способность обобщать;
Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения,
исключать стереотипность мышления.
Формирование целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и
качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов;
Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности;
Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек;
Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и
дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон;
Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе,
желания учиться в школе;
Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда
и инструментах, используемых представителями разных профессий;
Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте;
Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности, правил дорожного движения и
навыков соблюдения правил поведения на улице;
Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в
школе;
Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его
достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город;
Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о
Родине, многонациональном государстве. Приобщать к истокам на родные культуры;
10
Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, про исходящим в ней.
Расширить представления о государственных праздниках;
Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении
космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос;
Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним;
Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе,
жизнедеятельности растений и животных;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и
животными, занесенными в Красную книгу.
Развитие математических представлений
Количество и счет:
Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду
чисел в пределах 10;
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном
порядке;
Упражнять в счете предметов в разных направлениях;
Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык
называния последующего и предыдущего чисел;
Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать
число на два меньших;
Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить
пользоваться математическими знаками: «+», «–», «=»;
Познакомитьсмонетамидостоинством1,5,10, 50копеек, 1рубль,5рублей.
Величина:
Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине,
ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем—четырем
признакам;
Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной
меры. Развивать глазомер;
Совершенствовать навык деления целого на 2,4,8 равных частей, правильно называть части
целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Форма:
Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур,
воссоздания их по представлению, описанию;
Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг,
овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр;
Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные
части.
Ориентировка в пространстве:
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве;
Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее;
Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.
11
Ориентировка во времени:
Уточнить и расширить представления о временных отношениях;
Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни
недели и месяцы года;
Закрепить представления об отношениях во времени (минута—час, неделя—месяц, месяц—
год);
Учить определять время по часам. Развивать чувство времени;
Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование общепринятых норм поведения
Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе;
Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры,
побуждающие детей к хорошим поступкам;
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе,
внимательности, сопереживании, деликатности;
Развивать дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим.
Воспитывать искренность и правдивость;
Формировать мотивацию, значимое, заинтересованное отношение к школьному обучению.
Формирование гендерных и гражданских чувств
Продолжать работу по половой дифференциации;
Воспитанию детей, обладающих всеми преимуществами, данными природой каждому из
полов;
Учить мальчиков и девочек уважать себя, ценить свою половую принадлежность;
Формировать чувство любви к родному городу, к России, привязанности к родной земле,
преданность Отечеству, своему народу;
Приобщение детей к славянской народной культуре. Воспитание на самобытной культуре
русского народа.
Развитие игровой и театрализованной деятельности
Задачи:
- Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду;
- Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые
способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью
игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями,
а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;
- Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства
окружающих людей,
подражательность, творческое воображение,
активность,
инициативность, самостоятельность;
Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Подвижные игры:
Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с
элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать
результаты;
Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность,
ловкость;
12
Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения,
организованности, чувства справедливости.
Настольно-печатные дидактические игры:
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в
организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов;
Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление;
Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире.
Сюжетно-ролевая игра:
Обогащать и расширять социальный опыт детей;
Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками;
Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру;
Устанавливать и соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры,
организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать
атрибуты, необходимые для проведения игры.
Театрализованные игры:
Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться,
импровизировать в играх драматизациях и театрализованных представлениях по
русским народным сказкам;
Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение
взаимодействовать с другими персонажами;
Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение,
фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Совместная трудовая деятельность
Воспитывать
трудолюбие,
готовность
к
преодолению
трудностей,
дисциплинированность, самостоятельность и инициативность, стремление выполнять
поручения как можно лучше;
Формировать умение работать в коллективе;
Расширять представления о труде взрослых, профессиях, трудовых действиях.
Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда, отрицательное.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Формирование
предпосылок экологического сознания.
Закреплять навыки безопасного повеления дома, в детском саду, на прогулочной площадке,
на улице, в транспорте, в природной среде;
Закреплять правила поведения с незнакомыми людьми;
Закрепить знание с каждым ребенком домашнего адреса, телефона, имен, отчеств, фамилии
родителей;
Расширять и закреплять знание правил дорожного движения;
Формировать навыки безопасного обращения с бытовыми электроприборами;
Расширять представления о способах безопасного взаимодействия с растениями и
животными.
2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
ребенком
13
Восприятие художественной литературы
Развивать интерес к художественной литературе и чтению;
Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев,
художественного оформления книги;
Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать
чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку;
Сформировать умение выразительно декламировать стихи;
Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ,
стихотворение);
Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по
данному или коллективно составленному плану;
Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика;
Развивать творческие способности в инсценировках, играх драматизациях,
театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам
«Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».
Конструктивно-модельная деятельность
Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять
функции, назначение отдельных частей;
Предавать особенности сооружений конструктивной деятельности, самостоятельно находить
конструктивные решения.;
Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над
сооружением сообща, следовать общему плану;
Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой (железная
дорога, городской перекресток);
Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими
конструкторами по схеме и инструкции;
Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных
материалов;
Учить создавать коллективные композиции из природного материала («Лебеди в Летнем
саду», «Ёж, ежиха и ежонок» и др.)
Изобразительная деятельность Рисование:
Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы
предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных
наблюдений.
Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму,
величину, цвет в рисунке;
Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном
рисовании;
Совершенствовать умение передавать движения людей и животных;
Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и
оттенков. Расширить представления о декоративном рисовании;
Учит применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и
орнаментов;
14
Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка;
Совершенствовать навыки сюжетного рисования;
Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.
Аппликация:
Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания,
умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических
фигур;
Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации;
Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства;
Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма;
Формировать умение создавать мозаичные изображения.
Лепка:
Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее
разнообразные материалы и разные приемы лепки;
Развивать пластичность в лепке;
Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов;
Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких
фигурок.
Музыкальное развитие Задачи:
Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной
музыкой; Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость.
Слушание:
Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства переживания
в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности,
создающие образ;
Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части
произведения;
Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой;
Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных
композиторов, классиков.
Пение:
Совершенствовать
сформированные
ранее
певческие
навыки
(навыки
звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования,
сольного и ансамблевого пения);
Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от
«до» первой октавы до «ре» второй октавы;
Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.;
Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на
заданный и самостоятельно придуманный текст.
15
2.5. Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности.
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему,
которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач.
Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико
педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в
реализации индивидуальной образовательной программы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации индивидуальной
образовательной программы.
Образовательные
области
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Содержание коррекционной
работы
Развитие
лексикограмматических
средств
языка;
развитие
самостоятельной
развернутой
фразовой
речи;
формирование
и
совершенствование
грамматического
строя речи.
Развитие лексики; связной
речи. Сенсорное развитие;
развитие высших
психических функций.
Формирование целостной
картины мира;
познавательно
исследовательская
деятельность; развитие
математических
представлений.
Развитие речевого общения
и связной речи.
Формирование
общепринятых норм
поведения; формирование
гендерных и гражданских
чувств; развитие игровой и
театрализованной
деятельности; совместная
трудовая деятельность;
формирование основ
безопасности в быту,
социуме, природе;
формирование предпосылок
экологического сознания.
Развитие коммуникативных
навыков; профилактика
эмоциональных и
поведенческих нарушений.
Специалисты
осуществляющие
коррекционноразвивающую работу
Виды деятельности
по осуществлению
коррекции и
развития
Учитель- логопед
Воспитатель
Организованные
игровые
образовательные
ситуации,
общение,
обучение
родителей,
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог психолог
Образовательно
организованные
игровые ситуации
и игры.
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог- психолог
Родители (законные
представители)
Организов
анные
игры,
режимные
моменты.
16
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по
психолого-педагогическому сопровождению ребенка.
Участник сопровождения.
Мероприятия.
Педагог-психолог:
-психологическая диагностика;
-индивидуальные
коррекционно- развивающие
занятия;
-консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
Срок реализации
Периодичность
2023- 2024
учебный год
2 раза в год;
2 раза в неделю;
- по запросу;
- по запросу.
Учитель-логопед:
- диагностика речевого
развития;
- индивидуальные
коррекционно- развивающие
занятия;
- консультации для педагогов;
- консультации для родителей.
2023-2024
учебный год
Воспитатель:
- диагностика;
- индивидуальные занятия по
заданию логопеда;
- консультации для родителей;
2023- 2024
учебный год
2 раза в год;
2- 3 раза в неделю;
- по запросу;
- по запросу.
2 раза в год;
2- 3 раза в неделю;
- по запросу.
2.6. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка ТНР.
Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы
эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно
использовать собственный потенциал развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
- Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные
консультации, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на
детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников.
- Совместные и открытые занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят
вовлечь семью в процесс коррекционно-развивающей работы.
- Создание информационного стенда для родителей, позволяет своевременно сообщать им о
предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также
оказывать консультации по различным вопросам воспитания, обучения и коррекции.
Домашние задания, предлагаемые учителем-логопедом, педагогом психологом и воспитателем для
выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность
коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
17
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент, темп
деятельности и особенные привычки ребенка.
Режим дня
подготовительная группа
Виды деятельности
Приём детей. Осмотр. Термометрия.
Индивидуальная «минутка общения». Игры.
Время
7.30 – 8.30
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство.
Самообслуживание. Культурно-гигиенические процедуры.
8.30 – 8.40
8.40 – 9.00
Утренний круг: планирование, информирование, проблемная ситуация,
развивающий диалог.
Организованная образовательная деятельность (работа в центрах
активности, занятия со специалистами
9.00 - 9.20
Второй завтрак.
Прогулка №1. Подвижные игры.
Наблюдения. Индивидуальная работа
с детьми по отработке основных
движений. Ролевые игры и т.п.
В ненастную погоду:
наблюдение из окна, подвижные
игры, эстафеты,
экспериментирование, чтение
художественной литературы
9.20 –11.10
11.10 –11.20
11.40 –12.30
Возвращение с прогулки
Организованная совместная деятельность (знакомство с художественной
литературой, словесные, развивающие игры)
Подготовка к обеду. Обед. Культурно-гигиенические процедуры.
12.30– 12.50
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Постепенный подъём. Гимнастика после сна.
Культурно-гигиенические ,воздушно-водные процедуры.
Игры малой подвижности. Самостоятельная деятельность детей в
центрах активности. Занятия с логопедом (индивидуально). КОП
Вечерний круг: Рефлексия, обсуждение проблем, развивающий диалог
Полдник.
Организованная образовательная деятельность: занятия со специалистами,
программы доп. образования, реализация педагогических проектов
педагогов, логические блоки Дьенеша
Самостоятельная деятельность детей.
Прогулка №2. Командные игрыВ ненастную погоду:
эстафеты. Подвижные игры.
наблюдение из окна, подвижные игры,
Развлечения на улице.
эстафеты, экспериментирование,
Самостоятельные игры детей.
чтение художественной литературы
13.20– 15.00
15.00–15.20
12.50- 13.20
15.20– 15.50
15.50-16.00
16.00 –16.15
16.15–16.50
16.50 –17.30
18
План образовательной деятельности
Образовательная область. Направление
деятельности
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы
Познавательное
развитие.
Познавательно-исследовательская,
конструктивно-модельная деятельность
Познавательное развитие. Развитие математических представлений
Художественно эстетическое развитие. Рисование
Количество занятий
в неделю
2
3
2
1
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация
1
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
2
Физическое развитие. Физическая культура
3 (1 на
воздухе)
4
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
свежем
Индивидуальные занятия с логопедом
3
Индивидуальное занятие с воспитателем
3
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе
режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
3.2. Организация развивающей предметно - пространственной среды (РППС).
Развивающая предметно-пространственная развивающая образовательная среда соответствует
требованиям Стандарта и санитарно- эпидемиологическим требованиям и обеспечивает реализацию
адаптированной образовательной программы для детей с ТНР: ОНР, III уровня речевого развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы комбинированной направленности
направлена на:
реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
реализацию адаптированной образовательной программы сопровождения детей с ТНР;
учёт
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
РППС групповых помещений ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной
деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а
также возможности для уединения, для этого в каждой возрастной группе созданы центры
активности и уголки релаксации, уединения.
Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (песок, вода, бумага,
камни, природный материал, глина и т.д.);
двигательную активность (развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх,
соревнованиях, эстафетах);
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей (творческие мастерские).
19
Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям ребенку не требуется.
Для всех воспитанников ДОУ (в том числе для детей с ОВЗ) доступны все помещения ДОУ, где
осуществляется образовательный процесс (кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкально спортивный зал). Предметно-пространственная среда ДОУ и ее составляющие элементы
соответствуют требованиям безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда
содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная.
3.3. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
соответствует возрасту и индивидуальным особенностям воспитанника, учитывает
особенности развития ребенка, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный
уровень развития, зону ближайшего развития и основные виды деятельности в данный
возрастной период.
Список литературы:
1.Нищеева Н.В. АП коррекционной работы в логопедической группе для детей с ТНР (общим
недорозвитием).
2.Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
3. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Методическое пособие. М.: Центр «Школьная
книга».2010.
4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно тематическое планирование
коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО
для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7 лет) – СПБ.: ООО «Издательство
«ДетствоПресс», 2019. – 320 с.
5. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т.
С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
– СПб., 2009.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006.
7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012.
8. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. –
М., 2002
9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М.,
2000.
20